Задания на системы счисления

 

1. Определить в какой системе счисления ведется рассказ:

«Необыкновенная девочка»

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все сейчас обычным,

Когда поймете мой рассказ

(А.Н. Стариков)

Решение:

Выпишем упомянутые в стихотворении числа: 1, 10,100, 101,1100. Все встречаемые цифры – 0 или 1. Если предположить, что зашифровано разложение по степеням двойки, то получим:

«Ей было тысяча сто лет» – 1100 = 1 .23 + 1 . 22 = 8 + 4 = 12 лет

«Она в сто первый класс ходила» – 101 = 1 .22 + 1 = 4 + 1 = 5 класс

«…пыля десятком ног» – 10 = 21 = 2 ноги

«С одним хвостом, зато стоногий» – 1 = 20 = 1, 100 = 22 = 4 ноги

и т.д. разобранное число 10.

Ответ: двоичная с/с.

2. «Какое наименьшее число гирь потребуется для взвешивания любого предмета, масса которого равна целому числу фунтов от 1 до40. Гири разрешено складывать на одну чашу весов».

Решение:

Любое натуральное число от 1 до 63 можно записать при помощи 6 знаков в двоичной системе счисления. Массе гирьки соответствует позиционный вес цифры в двоичном числе. (1 – гирька используется, 0– нет).

Ответ. Гирьки выбираются массой: 1, 2, 4, 8, 16, 32 грамма.

3. «Отгадывая целое число, задуманное в промежутке от 1 до 100 можно задавать вопросы, на которые получаете ответы «да» или «нет». Сколько вопросов минимально необходимо задать, чтобы отгадать это число»

Решение:

Поскольку дана возможность использовать ответы «да» или «нет», то логично предположить, что для кодирования можно использовать двоичную систему счисления. Любое натуральное число от 1до 100 можно записать при помощи 7 знаков в двоичной системе счисления.

Ответ. Минимально достаточно задать 7вопросов.

4. «В саду росло 63q фруктовых деревьев, из них 30q яблони, 21q груши, 5q сливы, 4q вишни. В какой системе счисления ведется счет, и сколько было деревьев?»

Решение:

63q = 30q + 21q + 5q + 4q

Составим уравнение, согласно правилам записи чисел в позиционных системах счисления

6q + 3 = 3q + 2q + 1 + 5 + 4

q = 7

всего деревьев – 6 . 7 + 3 = 45

яблонь – 3 . 7 = 21

груши – 2 . 7 + 1 = 15

слив – 5

вишен – 4

Ответ. Система счисления – семеричная, яблонь – 21, груш – 15, слив – 5, вишен – 4, всего – 45.

5. «В классе 36q учеников, из них 21q девочка и 15q мальчиков. В какой системе счисления велся отсчет?»

Решение:

36q = 21q + 15q

Составим уравнение, согласно правилам записи чисел в позиционных системах 3q + 6 = 2q + 1 + q + 5

Как видно, оно не имеет однозначного математического решения, логически подбираем корни уравнения

Ответ: q > 7.

6. «Один мудрец писал «мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет».

Решение:

33х + 124х + 131х = 343х

3х + 3 + х2 + 2х + 4 + х2 +3х + 1 = 3х2 + 4х + 3

х2 – 4х – 5 = 0

х1 = 5, х2 = – 1 (не является решением)

Ответ: 335 = 18, 1245 = 39, 1315 = 41,3435 = 98

7. «Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Какая система счисления использовалась, и сколько было монет?»

Решение:

100х = 11х + 11х + 1

х2 – 2х – 3 = 0

х1 = 3, х2 = – 1 (не является решением)

Ответ: 1003 = 9, 113 = 4.

8. «В пробирку посадили некоторое одноклеточное животное, которое размножается делением пополам каждую секунду. Через 16 секунд пробирка оказалась полной. Определить сколько времени понадобилось, чтобы заполнить половину пробирки. Сколько «жителей» было в пробирке через 7 секунд?»

Решение:

Для заполнения половины пробирки понадобится t– 1 секунда, при условии удвоения особей, то есть15 секунд. Через 7 секунд в пробирке было 27 особей. То есть 128 штук.

Ответ: 15 секунд, 128 штук.

9. «Трехзначное десятичное число начинается с 1, если поменять местами старший и младший разряды, то вновь полученное число будет меньше усемеренного исходного на 48. Найти исходное число».

Решение:

Исходное число – 1XY

Новое число – YX1

Соотношение 7 . (1XY) = YX1 + 48 где X, Y –цифры числа

Представляем уравнение в виде разрядных слагаемых:

7 . (102 + X . 101 + Y .100) = Y . 102 + X .101 + 1 . 100 + 4 .101 + 8 . 100

7 . 102 + 7 . X .101 + 7 . Y . 101 – 1 многочлен

Y . 102 + (X + 4) . 101+ (1 + 8) . 100 – 2 многочлен

если равны многочлены, то равны и соответствующие коэффициенты

1) начиная с младшего разряда 7 . Y = 9+ p . 10, где p = 0 6, это возможно только при Y = 7, p = 4

2) 7 . X + p = X + 4

7 . X + 4 = X + 4

7 . X = X при X = 0

Ответ. Исходное число – 107.

10. «Шестизначное десятичное число начинается слева с 1, если переместить ее в младший разряд, то новое число будет втрое больше исходного. Найти исходное число».

Решение:

Исходное число – 1ABCDE

Новое число – ABCDE1

Соотношение 1ABCDE = ABCDE1 . 3 где A, B, C, D, E – цифры числа

Представляем уравнение в виде разрядных слагаемых:

(1 . 105 + A . 104+ B . 103 + C . 102+ D . 101 + E . 100). 3 = A . 105 + B .104 + C . 103 + D .102 + E . 101 + 1 .100

если равны многочлены, то равны и соответствующие коэффициенты

1) начиная с младшего разряда 3 . E = 1 + p . 10, где p = 0 2, в данном случае это возможно только при E = 7, p = 2

2) для разряда десятков

3 . D + p = E + p1 . 10, где p1 = 0 2

3 . D + 2 = 7 + p1 . 10 это возможно только при D = 5 p1 = 1

3) для разряда сотен

3 . C + p1 = D + p2 . 10, где p2 = 0 2

3 . C + 1 = 5 + p2 . 10 это возможно только при C = 8 p2 = 2

4) для разряда тысяч

3 . B + p2 = C + p3 . 10, где p3 = 0 2

3 . B + 2 = 8 + p3 . 10 это возможно только при B = 2 p3 = 0

5) для разряда десятков тысяч

3 . A + p3 = B + p4 . 10, где p4 = 0 2

3 . A + 0 = 2 + p5 . 10 это возможно только при A = 4 p5 = 1

Все логические предположения о пригодности коэффициентов делаются на основании таблицы умножения.

Ответ. Исходное число – 142857.

 

Hosted by uCoz